пятница, 8 февраля 2013 г.

логотипы осмоторщикам вагонов

От станции Оброчное дорога прокладывалась к Кенде в глубь нашего уезда. У села Кемля инженеры- строители столкнулись с трудностями, гора, вдоль которой должен пройти железнодорожным путь, ползет в сторону реки Алатырь. Этот дефект может серьезно отразиться и не только на верхней строении пути, но чтобы удержать гору от сползания, потребуется и всегда будет потребность в дополнительных работах с затратой денежных средств, вынуждено изменение главного варианта строительства.

Самая ближайшая станция от города Лукоянова по первому варианту должна быть станция Салдо-Майдан. На Салдо-Майдан путь должен был идти от разъезда Пуза (теперь переименован в разъезд Арзинка). Эта станция должна быть построена с северной стороны села. Путевое развитие должно было быть в точности такое, как теперь на узле станции Лукоянов. С Салдо-Майдана путь должен был идти на Арзамас, а город Лукоянов остаётся вдалеке от железной дороги, жители города не только видеть железную дорогу, но и слышать паровозного гудка тогда бы не смогли из-за дальнего расстояния. Вот поэтому и уехало со станции обратно недовольным руководством Лукояновского уезда строителями дороги.

У хозяина дороги фон Мекка и Министерства пути сообщения главная цель была построить железную дорогу до Нижнего Новгорода кротчайшим путем с меньшими затратами, и чтобы дорога прошла через город Арзамас или в непосредственной близости к городу, который в то время имел развитое кустарное производство: кожевенное, камвольное, сапожное. Этими ремеслами занималось население ряда сел, находящихся поблизости от города, а Арзамасский лук, был лучше, чем в других губерниях, а, главное, его много.

Строительство на участке Ромоданово - Оброчное, по словам инженеров-строителей, было не очень тяжелым, правда там пришлось строить несколько мостов и два из них железных, но не было там ни насыпи, ни больших выемок, что технике того времени составляло некоторую трудность, да и станция строилась на ровном месте без затрат на земляные работы. Станция Оброчное стояла на земле Лукояновского уезда, и как только она была построена, в конце 1899 года к руководителям строительства приехало начальство Лукояновского уезда поинтересоваться работой и уточнить, где пройдет железная дорога по Лукояновскому уезду. В Оброчном руководители уезда пробыли два дня и уехали недовольные ни планом строительства, ни отношением железнодорожного начальства к руководителям уезда, хотя беседы проходили в вежливых тонах. Но сломить строителей дороги и заставить провести дорогу через Лукоянов или в непосредственной близости от Лукоянова не удалось.

Началось строительство железной дороги на нашем участке со станции Ромоданово, и меньше чем через три километра от станции фон Мекку пришлось строить большой железный мост через небольшую речонку Инсар, она в половодье себя бурно проявляет. Дальше путь идет в направлении села Пушкино, по горке, остается немного правее железной дороги и первым раздельным пунктом на нашем участке разъезда Атьма. Дальше дорога продолжала путь по Пензенским землям. На этих землях и раньше и теперь хорошо родилось просо, в прежнее время лучше пшена Пензенской губернии в нашей округе не знали, и наши жители его охотно покупали. На 29 километре, считая от станции Красный Узел /Ромоданово была построена станция Оброчное с путевым развитием, водокачкой, вокзалом и буфетом. Около Оброчного было несколько спиртовых заводов, да и земля всегда давала хороший урожай, поэтому и было решено хозяином дороги строить там большую по тем временам станцию.

Строительство началось

Этот участок соединит Нижний Новгород, в котором бывает Всемирная ярмарка, с Москвой через Рузаевку и Рязань, а также с южными районами страны через Пензу и Харьков, а через Ромоданово, Алатырь, Казань, из Нижнего Новгорода легко можно попасть на Урал, где все больше Уральские горы открывали свои богатства, а о туда в Сибирь на Байкал, где в то время также строилась железная дорога, которую называли Кругобайкальской железной дорогой, а сейчас от Москвы на Дальний восток через Урал, Сибирь и вокруг Байкала эта дорога называется Главная магистраль страны. Эти сибирские места богаты углем, рудой, золотом и другими полезными ископаемыми. Все это заставило фон Мекка не считаться с затратами, зная, что этот участок будет перспективный и в его машину год от года все больше будет течь капитала, а фон Мекк хотел быть самым богатым человеком России, как и каждый капиталист-мироед.

В 1697 году в России проходила Всероссийская перепись населения, и в ведомостях по Лукояновскому уезду числилось 2 железнодорожника, хотя люди всего уезда за исключением некоторых извозчиков и купцов совсем не видели железной дороги. Кто же эти два железнодорожника без железной дороги? Это геологи, они прокладывали трассу будущей железной дороги на нашем участке. В 1896 году с весны началось строительство участка Н.Р.К. железной дороги, которая должна была пройти в нескольких верстах от Лукоянова. Трасса, которую пометили и исследовали геологи, не очень удовлетворяла фон Мекка, так как в ней должно быть много искусственных сооружений: мосты, трубы, подпорные стенки, насыпи, выемки и что-то другое, что очень удорожало строительство, но войти по железной дороге в Нижний Новгород было очень заманчиво, и хозяин дороги видел, что любые затраты по строительству дороги быстро окупятся и через небольшой промежуток времени, после окончания строительных работ в его казну посыпется золотой доход, он это видел и как капиталист шел на любые затраты.

А тем временем фон Мекк, хозяин Н.Р.К. железной дороги делал свое дело, он действительно начал исследование трассы, по которой предполагалась дорога от Ромоданова до Нижнего Новгорода.

Все эти слова в настоящее время покажутся детским лепетом во время игры детей в возрасте 6-8 лет, но тогда это было действительно так, ведь вокруг ни одного заводика или фабрики ,народ не грамотен, из ста человек могли по печатному читать 2-3 человека, вся промышленность - это 10-15 кузниц для ковки лошадей во всем уезде. В селах зимой частые гости волки. Говорят, бывали случаи забегали медведи. И еще извозчики поведали Лукояновскому народу, что ходят слухи и будут вести чугунку, кто верил этим слухам, кто не верил, но эти слухи и до попов доходили, которые в своих разговорах вставляли слова или фразы о железных дорогах, о том, что видно скоро наступит конец света, народ только вздыхал, но светлее от этого не делался и шел в церковь замаливать свои грехи.

в избе, тускло освещаемой лучиной, зимой, вокруг лоханки с водой, в которую падают угли от лучин, сидят мужики, курят и в избе еще больше дыма от горящей лучины и табака самосада, а один из них извозчик рассказывает так: когда бежит по железной дороге конь (паровоз), из него летит огонь, дым, треск и он гудит страшно, а телеги (вагоны), которые тянет паровоз, громадные с большой амбар, в них грузят по 1000 пудов зерна или любой другом груз, а керосин и деготь (нефть), наливают в большие круглые баки пудов по 700, а может и больше, и бежит этот паровоз, ни один конь не догонит, и везет он груза 20 или 30 тысяч пудов.

Жители Лукоянова знали, что железная дорога проходит недалеко от окраины Лукояновского уезда. Это известно из рассказов извозчиков, которые в то время ездили на лошадях до Саранска, Нижнего Новгорода и других мест с ямщиной. Они видели поезда и паровозы и рассказывали о них самые невероятные вещи, порой прибавляя и придумывая, фантазируя неимоверно, и в то время народ им верил и сам еще больше прибавлял к услышанному, и это получалось так:

Строительство пути началось одновременно со стороны Ромоданова и со стороны Арзамаса. Здания и сооружения строились от Ромоданова до Нижнего Новгорода по всей трассе, одновременно строились депо в Лукоянове, Кузьме и Нижнем Новгороде, их строительство началось в 1896-году и закончилось в 1903. Как вокзал, так и депо строились из кирпича, который вырабатывался в селе Ульянове. Ульяновская глина была призвана специалистами и фон Мекком лучшей на этой трассе.

В конце прошлого столетия началось строительство железных дорог, у нас в стране частными лицами. Их строило также и государство. Наша дорога, которая проходила через Лукоянов строилась частником немцем, подданным российского государства фон Мекком. Этой дороге дали название: Московско-Рязанская-Казанская. Она вначале строилась от Москвы на Рязань, через Рузаевку, Ромоданово и Казань. Работы по строительству дороги проводились в начале 1890 годов. Но так как Нижний Новгород был промышленным городом, и в царское время кроме небольших заводов и фабрик он имел Сормовский завод и всемирно известную Нижегородскую ярмарку, Фон Мекк это учел и хорошо понимал, что от дороги, идущей на Нижний Новгород, он будет иметь хорошую прибыль. В конце 90 годов фон Мекк начал строить дорогу Ромоданово (теперь Красный Узел) - Нижний Новгород (горький). И не случайно Казанский вокзал в Горьком до последнего времени звался и упоминается в литературе как вокзал Ромодановский.

Карта Лукояновского уезда в начале XX века

На месте теперешнего города Первомайска тогда был поселок Ташино, где был небольшой завод, вырабатывающий чугуны, сковородки, ухваты - всю домашнюю утварь русском кухни. Эту продукцию и сельскохозяйственные товары надо было куда-то сбывать. Вывозились они в близлежащие города, на единственном тогда виде транспорта - лошадях. Этот вид транспорта начинал не оправдывать перевозки, часть товаров оставалась невывезенной, принося убытки их хозяевам, а, следовательно, по этой причине сдерживалось в России промышленное производство. Это знали и в царском правительстве. Однако вначале этому не придавалось большого значения. Но потом не замечать этого было уже невозможно, потому что кулачество все настойчивее требовало убыстрить строительство железных дорог.

Город Лукоянов, которому в 1879 году исполнилось 100 лет, начал кое в чем проявлять тоже капиталистические тенденции. В городе появились свои купцы, которые вели торговлю в городе и разъезжали с товаром по уезду. Торговля велась мукой, зерном, мануфактурой и другими товарами, а к концу века купцы стали торговать керосином, так как некоторые зажиточные люди города и деревни уже имели в своих избах керосиновые лампы (но в большинстве населения страны освещалось лучинами).

Во второй половине XIX столетия капитализм стал активно проникать в Россию и особенно после крестьянской реформы 1861 года. Это также не миновало население средней Волги, в том числе и Нижегородскую губернию, где стали строиться заводы, фабрики, стало увеличиваться число кустарей, которые производили бытовую утварь для населения.

О чем поведали извозчики

История строительства и эксплуатации участка Красный Узел - Горький Горьковской железной дороги

Комментариев нет:

Отправить комментарий